МОУ «Основная школа» г. Ясногорска

Нормативные документы, обеспечивающие организацию

образовательного процесса по предмету

 «Основы духовно-нравственной

культуры народов России»

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 21 декабря 2012 года

http://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii-v-rf/

2. ФГОС НОО

 http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html

3. ФГОС основного общего образования

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html

Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО)

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativnopravovaya-dokumentatsiya/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-predmetnojoblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-p-114-fgosooo.html

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа

 http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html

6. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m1060.html

7. Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/

8. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»:

http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5006

9. Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.15 №09-3564: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190700/

10. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09.2016 № 08-1803

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovayadokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-01-09-2016-g-08-1803-o-realizatsiipredmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-ros.html и

Методические рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/pilotnyjproekt/rekomendatsii-po-realizatsii-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovnonravstvennoj-kultury-narodov-rossii.html

11. Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях».  Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов изучают курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Сайт курса ОРКСЭ:  http://www.orkce.org/

Курс включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один модуль для изучения.

Список модулей:
 
Курс культурологический, курс чистоты, курс добра, курс толерантности выдвигает следующие требования:
• Представление у школьников идеала ценностей, составляющих основу многонациональной России.
• Понимание духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
• Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для жизни человека, семьи, общества.
• Формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России.
• Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям.
• Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального  народа России
• Формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России.
• Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям.
• Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального  народа России

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:
• социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
• к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
• в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
________________________________________
Нормативно-правовые документы по реализации курса ОРКCЭ
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №69 от 31.01.2012 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта  2004 г №1089
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №74 от 01.02.2012 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р "Об утверждении прилагаемого плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики
  • "Протокол заседания Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений"Основы религиозных культур и светской этики", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р